Simple devices for logic elements


    In amateur practice increasingly adopted digital integrated circuits. HAM attracts that device, collected on them, usually do not require building or they were very simple. Large popular K155 series of chips made on the basis of transistor-transistor logic (TTL). In this series there are elements of multi-AND-NOT, flip-flops, counters, decoders, storage devices and others.
When construction of the scheme should be remembered that the output circuits can be connected to ten inputs. If you want to connect a larger number of inputs, it is necessary to use elements with higher load capacity. Free admission (unused), preferably through a resistor of 1 kOhm connected to power supply 4.5 V (up to 10 through one resistor) to the generator or logic 1.
Power supply circuits K155 series 5 ± 0,25 V.
On the concept of logical elements do not show the connection of power supply to them. Many circuits K155 series of food served to the findings of 14 (+5) and 7 (common wire).
Fig. 1 shows a schematic diagram of a sound generator, which can be used as an electronic bell. The device is made of two logical elements of 2I-NOT D1.1 and D1.2 on the principle of the multivibrator. Frequency signal, which it generates, is determined by capacitors Cl, C2 and resistors Rl, R2. Required tone sound picked Trimmer Rl, R2.
Dynamic head B1 can be any type of resistance voice coil 4 ohms. You can enable and consistent with one of the resistors, but in this case, the volume of sound will be much less.
In case chips K155LAZ are four logical element 2I-NOT. In the remaining two elements can perform another generator or build more complex device - the call with intermittent sound (Fig. 2).



Fig. 1. Schematic diagram of the electronic call



Fig. 2. Schematic diagram of the call with intermittent sound


The bell is set to break the power supply circuits (shown in Fig. 1, 2 not shown).
Call with intermittent sound consists of two multivibrators. The components of D1.1 and D1.2 assembled first, and the D1.3, D1.4 - second. As in the previous device, the frequency generated by them, is determined by the parameters RC chains - R1C1, R2C2 and R3C3, R4C4.
The first multivibrator generates pulses with a lower repetition rate, controls the operation of the second. While at the bottom of the scheme inputs elements D1.3 and D1.4 from the output element D1.2 there is no logic 0 (voltage less than 0.4 V), the second flip-flop does not work. Formed a pause. After filing multivibrator logic 0 on the elements of D1.3, D1.4 produces a signal.
Establishing device is easy: Trimmer Rl - R4 are making the necessary sound.
As in the previous case, this sound generator you want to apply the dynamic head of the resistance of the voice coil 4 ohms.
Fig. 3 shows a schematic diagram of two-tone siren. It has been three multivibrator - on the elements of D1.1, D1.2; D2.1, D2.2 and D2.3, D2.4. The first flip-flop (he works in the self-oscillating mode and generates a pulse frequency of about 1 Hz) manages the other two. Multivibrator on the elements of D2.1, D2.2 activated only when the output D1.1 logical 1 (a level not less 2,4 V), and flip-flop on D2.3, D2.4 - when logic 1 at the output of D1 .2.
The output signal from the controlled oscillator is fed to summing element D1.3, which form the two-tone.
Wish sought in establishing sound, selecting resistors R1 - R6.
Two-tone siren can also be done using a call with intermittent sound (see Fig. 2), but this would require another chip. She collected multivibrator, and one of its elements will be summing. Scheme sirens shown in Fig. 4.



Fig. 3. Schematic diagram of two-tone siren


Establishing device is reduced to the selection of resistors R1 - R6. They are making the necessary sounds.
The two chips K155LAZ easy to collect a simple probe to test the radios. Schematic diagram of the probe is shown in Fig. 5. It produces low-frequency and high-frequency modulated signals with an amplitude of about 2 V.
Low-frequency generator assembled on a chip D1. Rectangular voltage with an element DL1 through the condenser is fed to the divisor N R3R4, which reduces the output signal 10 times. With element D1.2 signal of rectangular shape supplied to one input element D2.2, managing the work of the high-frequency generator (D2.1 - D2-.4). It produces oscillations only when the upper entrance to the scheme D2.2 fed logical 1.
At high probe output signal is fed from the output element through the condenser D2.1 Sat Divider R7R8 reduces the output voltage is also 10 times.
This probe is not necessary to feed from a network source, you can use a battery 3336L. True, with a decrease in supply voltage will change the frequency and amplitude of the output signals.
Fig. 6 shows schematic diagram of another probe. High-frequency generator in it assembles the elements of the D1.1 and D1.2. Its frequency is determined by coil L1 and capacitor CL If, for example, it is necessary to probe worked in the short-wave, coil L1 should wind up on a frame 8 mm in diameter with podstroechnikom of ferrite M600NH wire PEL 0,3. It should contain 10 turns.



Fig. 4. Schematic diagram of two-tone siren call with intermittent sound



Fig. 5. Schematic diagram of a simple probe



Fig. 6. Schematic diagram of the probe with the coil inductance


Multivibrator at D2.1 and D2.2 produces low-frequency signal, which modulates the high-frequency pulse voltage. Options modulator performs an element D1.3.
In everyday life all the more widespread timers. Schematic diagram of one of them, which is easy to make yourself, is shown in Fig. 7. He made only a single chip, and consists of three components: the elements of the multivibrator D1.1, D1.2 working in self-oscillating mode, the electronic key (resistors R5 - R10, capacitors C4, C5, diode V1) and expecting multivibrator (items D1. 3, D1.4).
Multivibrator on elements of D1.1 D1.2 generates pulses of rectangular shape with a repetition rate of about 1 kHz. They are differentiated chain C1 R5 and fed to the electronic key.



Fig. 7. Schematic diagram of the timer


Job electronic key based on the opening of the diode V1 at the time of excess voltage on its anode to the cathode. With the closure of the contacts button S1 capacitor C4 is quickly discharged through the resistor R7. Voltage at the top of the scheme output resistor R6 maximum (about 250). When closing the contacts S1 capacitor starts to charge through the elements of R5 and R6. The voltage on resistor R6 decreases exponentially. Once it reaches a threshold level, which is determined by the divisor R9R10, diode V1 is opened, and the short negative pulses from the differentiating chain C3R5 through it comes to monostable multivibrator, which generates pulses of sound frequency.
When using the elements specified in the concept, the curing time can reach 20 - 30 min.
The electronic key is desirable to use a capacitor C4 MBGO on the operating voltage of at least 350 V or any other, but with a small current leakage. Diode V1 must withstand a reverse voltage greater than 250 V, and have a small reverse current. Resistor R9 - excerpts regulator should have the exponential dependence of resistance on the angle of rotation of the engine. In this case, the scale of abstracts will be linear.



Fig. 8. Schematic diagram of the power supply


In the process of establishing an electronic key Trimmer R10 set the desired maximum restraint, and then graduate scale.
Fig. 8 shows the basic scheme of the power supply, which is suitable for most devices listed in the article.
To exit the power supply can be connected indicator that signals the value of output voltage: whether it is in the range 4,75 - 5,25 V or not. Scheme of the indicator is shown in Fig. 9.
The indicator consists of two channels: on the first element of D1.1, the D1.2, D1.3 - second. The first channel is configured so that when the input voltage of more than 5.25 in the element D1.1 with resistor R1 comes standard logic 1. This output will be logical D1.1 O, V1 and the LED glows. In the second channel at the output of the element D1.3 will be logic 0 (enable LED V3) with an input voltage of less than 4.75 V. If the output elements of the D1.1 and D1.3 - logic 1 (supply voltage is within specified limits) the output D1.4 - logic 0, and the light diode V2.



Fig. 9. Schematic diagram of the voltage tester


Establish clear indicator. Connect voltage 5.25 V, Trimmer R1 achieve emission diode V1. Decrease the input voltage to 4,75 V and adjusting the resistance trimmer R2, offer the glow LED V3.
The indicators at the appropriate adjustment can be used as a probe to determine the status of logic elements.


S. Fedorova

 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Владелец данного сайта не несёт никакой ответственности за содержание расположенного здесь материала, а также за результаты использования информации, размещённой на этом сайте.

Top page1, rek_Google

Любительская РАДИОЭЛЕКТРОНИКА!

 | Книги | Справочники | Микросхемы  | Источники | Автоэлектроника  | Советы Усилители | Радиоприемники Истории | Зарядники | Программы  | Информация |  Электроника | Анекдоты |  Каталог статей |  Форум

English         

 

 

   

 
Главная
 
Книги и статьи
Информация
 
Диоды
Транзисторы
Тиристоры
Микросхемы
Стабилизаторы
Радиоэлементы
Конденсаторы
Справочник
 
Источники  питания
Зарядные устройства
Автоэлектроника
Бытовая электроника
Усилители
Радиоприемники
 
Расчет трансформатора

Расчет  источника

Программы по электронике
 

Советы радиолюбителю

Советы радиотехнику

Ванна для травления печатных плат

Изготовление печатных плат и фальшпанелей
 

Радиоэлектронные анекдоты

Истории от радиолюбителей

Разное

 

Основы строительства  дачных домов

 

Форум
Skype farids38
 

Каталоги статей

 CL1   CL2   CL3       
 СL4
 
Карта сайта
 
English

 
 

Propage

 
 .
 
 

 

 
 

 

Простые устройства на логических элементах

 

В радиолюбительской практике все чаще применяют цифровые интегральные микросхемы. Радиолюбителей привлекает то, что устройства, собранные на них, как правило, не требуют налаживания или они получаются весьма простыми. Большой популярностью пользуются            микросхемы серии К155, выполненные на основе транзисторно-транзисторной логики (ТТЛ). В этой серии есть многовходовые элементы И-НЕ, триггеры, счетчики, дешифраторы, запоминающие  устройства и другие.

При построении схемы следует помнить, что к выходу микросхемы можно подключать до десяти входов. Если требуется подключить большее число входов, то нужно использовать элементы с большей нагрузочной способностью. Свободные входы (неиспользуемые) желательно через резистор сопротивлением 1 кОм подключать к источнику питания 4-5 В (до 10 через один резистор) или к генератору логической 1.

Напряжение питания микросхем серии К155  5 ± 0,25 В.

На принципиальных схемах с логическими элементами не показывают подключение источника питания к ним. На многие микросхемы серии К155 питание подают на выводы 14 (+5 В) и 7 (общий провод).

На рис. 1 изображена принципиальная схема звукового генератора, который можно использовать в качестве электронного звонка. Устройство выполнено на двух логических элементах 2И-НЕ D1.1 и D1.2 по принципу мультивибратора. Частота сигнала, который он генерирует, определяется конденсаторами Cl, C2 и резисторами Rl, R2. Необходимый тон звучания подбирают подстроечными резисторами Rl, R2.

Динамическая головка В1 может быть любого типа с сопротивлением звуковой катушки 4 Ом. Ее можно включить и последовательно с одним из резисторов, но в этом случае громкость звучания будет значительно меньше.

В корпусе микросхемы К155ЛАЗ расположены четыре логических элемента 2И-НЕ. На оставшихся двух элементах можно выполнить еще один генератор или собрать более сложное устройство — звонок с прерывистым звучанием (рис. 2).

Рис. 1. Принципиальная схема электронного звон­ка

Рис. 2. Принципиальная схема звонка с прерывистым звучанием

Кнопка звонка устанавливается в разрыв цепи питания микросхем (на рис. 1, 2 не показана).

Звонок с прерывистым звучанием состоит из двух мультивибраторов. На элементах D1.1 и D1.2 собран первый, а на D1.3, D1.4 — второй. Как и в предыдущем устройстве частота, вырабатываемая ими, определяется параметрами RC цепочек — R1C1, R2C2 и R3C3, R4C4.

Первый мультивибратор, генерирующий импульсы с более низкой частотой следования, управляет работой второго. Пока на нижние по схеме входы элементов D1.3 и D1.4 с выхода элемента D1.2 не поступит логический 0 (напряжение меньше 0,4 В), второй мультивибратор не работает. Формируется пауза. После подачи логического 0 мультивибратор на элементах D1.3, D1.4 вырабатывает сигнал.

Налаживание устройства несложно: подстроечными резисторами RlR4 добиваются необходимого звучания.

Как и в предыдущем случае, в данном звуковом ге­нераторе нужно применить динамическую головку с со­противлением звуковой катушки 4 Ом.

На рис. 3 приведена принципиальная схема двух-тональной сирены. Она содержит уже три мультивибрато­ра — на элементах D1.1, D1.2; D2.1, D2.2 и D2.3, D2.4. Первый мультивибратор (он работает в автоколебательном режиме и генерирует импульсы частотой около 1 Гц) управляет работой двух других. Мультивибратор на элементах D2.1, D2.2 включается только тогда, когда на вы­ходе D1.1 логическая 1 (уровень, не меньший 2,4 В), а мультивибратор на D2.3, D2.4 — когда логическая 1 на выходе D1.2.

Выходной сигнал с управляемых генераторов подается на суммирующий элемент D1.3, который и формирует двух-тональный сигнал.

Желаемого звучания добиваются при налаживании, подбирая резисторы R1R6.

Двух-тональную сирену можно сделать и используя звонок с прерывистым звучанием (см. рис. 2), но для этого потребуется еще одна микросхема. На ней собирают мультивибратор, а один из ее элементов будет суммирующим. Схема сирены показана на рис. 4.

Рис. 3. Принципиальная схема двух-тональной сирены

Налаживание устройства сводится к подбору рези­сторов R1R6. Ими добиваются необходимого звучания.

На двух микросхемах К155ЛАЗ легко собрать простой пробник для проверки радиоприемников. Принципиальная схема такого пробника изображена на рис. 5. Он вырабатывает низкочастотный и высокочастотный модулированный сигналы с амплитудой около 2 В.

Низкочастотный генератор собран на микросхеме D1. Прямоугольное напряжение с элемента DL1 через кон­денсатор СЗ подается на делитель R3R4, который ослабляет выходной сигнал в 10 раз. С элемента D1.2 сигнал прямоугольной формы поступает на один из входов элемента D2.2, управляя работой высокочастотного генератора (D2.1 D2-.4). Он вырабатывает колебания только тогда, когда на верхний по схеме вход D2.2 подается логическая 1.

На высокочастотный выход пробника сигнал поступает с выхода элемента D2.1 через конденсатор Сб. Делитель R7R8 ослабляет выходное напряжение тоже в 10 раз.

Данный пробник совсем не обязательно питать от сетевого источника, можно использовать и батарею 3336Л. Правда, при этом с уменьшением напряжения питания будут изменяться частота и амплитуда выходных сигналов.

На рис. 6 приведена принципиальная схема еще одного пробника. Высокочастотный генератор в нем собран на элементах D1.1 и D1.2. Частота его определяется катушкой L1 и конденсатором CL Если, например, необходимо, чтобы пробник работал в диапазоне коротких волн, катушку L1 следует наматывать на каркасе диаметром 8 мм с подстроечником из феррита М600НH проводом ПЭЛ 0,3. Она должна содержать 10 витков.

Рис. 4. Принципиальная схема двух-тональной сирены звонка с прерывистым звучанием

Рис. 5. Принципиальная схема простого пробника

Рис. 6. Принципиальная схема пробника с катушкой индуктивности

Мультивибратор на D2.1 и D2.2 вырабатывает низко­частотный сигнал, который модулирует высокочастотное импульсное напряжение. Функции модулятора выполняет элемент D1.3.

В быту все более широкое распространение получают таймеры. Принципиальная схема одного из них, который нетрудно изготовить самостоятельно, приведена на рис. 7. Он выполнен всего на одной микросхеме и состоит из трех узлов: мультивибратора на элементах D1.1, D1.2 работающего в автоколебательном режиме, электронного ключа (резисторы R5 — R10, конденсаторы С4, С5, диод V1) и ждущего мультивибратора (элементы D1.3, D1.4).

Мультивибратор на элементах D1.1 D1.2 генерирует импульсы прямоугольной формы с частотой следования около 1 кГц. Они дифференцируются цепочкой C1 R5 и поступают на электронный ключ.

Рис. 7. Принципиальная схема таймера

Работа электронного ключа основана на открывании диода V1 в момент превышения напряжения на его аноде по отношению к катоду. При замыкании контактов  кнопки S1 конденсатор С4 быстро разряжается через резистор R7. Напряжение на верхнем по схеме выводе резистора R6 максимально (около 250 В). При размыкании контактов S1 конденсатор начинает заряжаться через элементы R5 и R6. При этом напряжение на резисторе R6 уменьшается по экспоненциальному закону. Как только оно достигнет порогового уровня, который определяется делителем R9R10, диод V1 открывается, и короткие отрицательные импульсы с дифференцирующей цепочки C3R5 через него поступают на ждущий мультивибратор, который генерирует импульсы звуковой частоты.

При использовании элементов, указанных на принципиальной схеме, время выдержки может достигать 20 — 30 мин.

В электронном ключе желательно применять конденсатор С4 МБГО на рабочее напряжение не менее 350 В или любой другой, но с малым током утечки. Диод V1 должен выдерживать обратное напряжение, большее 250 В, и иметь малый обратный ток. Резистор R9 — регулятор выдержек должен иметь экспоненциальную зависимость сопротивления от угла поворота движка. В этом случае шкала выдержек будет линейной.

Рис. 8. Принципиальная схема блока питания

В процессе налаживания электронного ключа подстроечным резистором R10 устанавливают требуемую максимальную выдержку, а затем градуируют шкалу.

На рис. 8 приведена принципиальная схема источника питания, который подойдет для большинства устройств, приведенных в статье.

К выходу блока питания можно подключить индикатор, сигнализирующий о значении выходного напряжения: находится ли оно в интервале 4,75 — 5,25 В или нет. Схема индикатора изображена на рис. 9.

Индикатор состоит из двух каналов: на элементе D1.1 первый, на D1.2, D1.3 — второй. Первый канал настроен так, что при входном напряжении больше 5,25 В на элемент D1.1 с резистора R1 поступает уровень логической 1. При этом на выходе D1.1 будет логический О, и светодиод V1 засветится. Во втором канале на выходе элемента D1.3 будет логический 0 (включен светодиод V3) при входном напряжении меньше 4,75 В. Если же на выходе элементов D1.1 и D1.3 — логическая 1 (напряжение питания лежит в заданных пределах), то на выходе D1.4 — логический 0, и светится диод V2.

Рис. 9. Принципиальная схема индикатора напряжений

Налаживание индикатора очевидно. Подав напряжение 5,25 В, подстроечным резистором R1 добиваются свечения диода V1. Уменьшив входное напряжение до 4,75 В и регулируя сопротивление подстроечного резистора R2, обеспечивают свечение светодиода V3.

Описанный индикатор при соответствующей настройке можно использовать и в качестве пробника для определения состояния логических элементов.

  новости промышленности Беларуси

 С. Федорова

 

Реклама
 
 
 Setlinks
 
 
 
 
 
 
Mainlink  
 
  Сделать грамоты спортивные.
Дешовые проститутки в уфе.
 
 
  Основы строительства дачных домов
 
 

Нижняя страница
 
 

 

 
 

Copyright ©  V.F. Gainutdinov,2006. Все права защищены.
 
Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием активной ссылки на сайт http://vicgain.sdot.ru и со ссылкой на автора материала (указание автора, его сайта)

Rambler's Top100 Яндекс цитирования