The simple laboratory power supply

   

    In the offered laboratory power supply two-level transformation of the straightened voltage is applied: ШИМ transformation to an intermediate voltage and the subsequent linear stabilization. The basic characteristics of the device the following: limits of regulation of a target voltage - from 1,3 up to 30 V, factor of instability on a voltage - 0,07 %/V, instability on a current of loading of 0,1 %, the maximal entrance  voltage - 27 V, efficiency of transformation at the maximal current of loading - not less than 70 %. The opportunity of change of a threshold of restriction of a current up to 1,2 is stipulated And, there is a protection against short circuit with light indication. The source differs small dimensions, the minimal thermal losses (at a current of loading up to 0,3 A heat-conducting paths are not required).

    The block diagram of the device is shown on fig. 1. Entrance voltage Uвх is transformed by ШИМ-CONVERTER DA1 in intermediate Uпр which, in turn, is entrance for analog stabilizer DA2. The feedback through differential amplifier DA3 supports necessary for DA2 a power failure (for LM317 - 2,5 ВV due to what thermal losses on DA2 are minimal.

 

Структурная схема источника питания

Fig. 1. The block diagram of the power supply

   

The basic circuit of the power supply is represented on fig. 2. The straightened voltage from an output of bridge VD1 smooths out condenser S1 and moves on input ШИМ of the converter collected on elements DA1, VT2, VD2, L1. The circuit of inclusion DA1 - typical lowering [1]. Application of microcircuit КР1156ЕУ5 has reduced number of passive elements to a minimum, but has imposed restriction on the maximal entrance voltage which in such inclusion should not exceed 40 V. SHIM with the help of memory throttle L1 and diode VD2 forms intermediate voltage Uпр on condenser S4.

 

Принципиальная схема источника питания

Fig. 2. The basic circuit of the power supply

 

    On stabilizer DA2 the linear regulator of a voltage) is collected. Adjust its variable resistor R12. Diodes VD3 and VD4 protect a microcircuit from return currents and negative voltage and are entered according to recommendations on its application [2].

    Microcircuit  DA3 and resistors R7-R10 form the differential amplifier which is watching a power failure on stabilizer DA2. The factor of amplification DA3 is chosen equal 1,5, that allows to support the established value in all an interval of voltage and currents, including at short circuit of an output. Tuning resistor R2 adjust a power failure at adjustment.

    On elements VT1, HL1, R1 the signalling device of a short-circuited condition of an output is executed. In a normal mode transistor VT1 is open, and the power failure on it does not exceed several tenth shares of volt. At a voltage reduction on an output of a source up to 0,7 In and less transistor VT1 is closed also light-emitting diode HL1 starts to shine. About the included condition of the power supply light-emitting diode HL2 signals.

    The role of resistor R5 is rather interesting. At a voltage on it more than 120 mV (the average value determined by practical consideration) comes into effect the internal terminator of width of pulses of microcircuit DA1, transforming it in a source of a current. It is possible to take advantage of this property КР1156ЕУ5 for restriction of the maximal current of loading. So, for example, at the resistance of this resistor equal of 0,1 Ohm, the source is capable to give out in loading a current up to 1,2 And, and at R5 = 1 Ohm - only up to 120 мА. Having established the resistor resistance 0,5 Ohm and having limited thus a current of loading value 240 мА, it is possible to refuse a heat-conducting path for microcircuit DA2 and from external current  key ШИМ of the converter (having excluded transistor VT2, resistor R3 and having connected a conclusion 2 DA1 to a point of connection of throttle L1 and diode VD2). In this case dimensions of a product will be not much more  more match a box.

    As key VT2 it is possible to apply any transistor with static factor of transfer of a current of base more than 30 and an allowable current of a collector not less than 3 A. The author  used КТ805АМ. At it quite good frequency properties, therefore are small losses at switching. Very well "conducts" itself on this place field transistor IRF3205 - the heat-conducting path is not necessary for it at a current up to 1 And.

    Inductance of throttle L1 can be anyone from 40 up to 600 мкГн, the unique requirement - it should be designed for a current not less than 1,5 A. Resistors  - МЛТ, С1-4 with a permissible deviation of resistance from face value ±10 %, tuning resistor R2 - multitur-naround wire СП5-2ВБ or similar, variable R12 - any type resistance 4,7...6,8 whom. Condensers S1 and С4 - оксидные К50-35 in capacity 220...470 мкФ with rated voltage 63 In, the others - ceramic (КД2, К10-7, К10-17ит. item).

    Adjustment of the power supply is reduced to installation by tuning resistor R2 of a pressure 2,5 In between conclusions 2 and 3 DA2 (at 50-percent loading).

Sources

  1. Бирюков С.  Converters  unsociable persons of a voltage on microcircuit КР1156ЕУ5. - Radio, 2001, № 11,0.38,39,42.
  2. Integrated microcircuits: microcircuits for linear power supplies and their application. - M.: Додека, 1996.

 

The author: С. МУРАЛЕВ, Dimitrovgrad Ulyanovsk обл

 

The primary source: radioradar.net. Edit 02.06. V.F.Gainutdinov.

 


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Владелец данного сайта не несёт никакой ответственности за содержание расположенного здесь материала, а также за результаты использования информации, размещённой на этом сайте.

x

 

Простой лабораторный источник питания

    В предлагаемом лабораторном источнике питания применено двухступенчатое преобразование выпрямленного напряжения: ШИМ преобразование в промежуточное напряжение и последующая линейная стабилизация. Основные технические характеристики устройства следующие: пределы регулирования выходного напряжения - от 1,3 до 30 В, коэффициент нестабильности на напряжению - 0,07 %/В, нестабильность по току нагрузки 0,1 %, максимальное входное (переменное) напряжение - 27 В, КПД преобразования при максимальном токе нагрузки - не менее 70 %. Предусмотрена возможность изменения порога ограничения тока до 1,2 А, имеется защита от короткого замыкания со световой индикацией. Источник отличается малыми габаритами, минимальными тепловыми потерями (при токе нагрузки до 0,3 А теплоотводы не требуются).

    Структурная схема лабораторного источника питания показана на рис.1. Входное напряжение Uвх трансформируется ШИМ-преобразователем DA1 в промежуточное Uпр, которое, в свою очередь, является входным для аналогового стабилизатора DA2. Обратная связь через дифференциальный усилитель DA3 поддерживает необходимое для DA2 падение напряжения (для LM317 - 2,5 В), благодаря чему тепловые потери на DA2 минимальны.

Структурная схема источника питания

Рис.1. Простой лабораторный источник питания. Структурная схема

 

    Принципиальная схема источника питания изображена на рис.2. Выпрямленное напряжение с выхода моста VD1 сглаживается конденсатором С1 и подается на вход ШИМ преобразователя, собранного на элементах DA1, VT2, VD2, L1. Схема включения DA1 - типовая понижающая [1]. Применение микросхемы КР1156ЕУ5 свело к минимуму число пассивных элементов, но наложило ограничение на максимальное входное напряжение, которое в таком включении не должно превышать 40 В. ШИМ с помощью накопительного дросселя L1 и диода VD2 формирует промежуточное напряжение Uпр на конденсаторе С4.

Принципиальная схема источника питания

Рис.2. Простой лабораторный источник питания. Принципиальная схема

 

    На стабилизаторе DA2 собран линейный регулятор напряжения. Регулируют его переменным резистором R12. Диоды VD3 и VD4 защищают микросхему от обратных токов и отрицательных напряжений и введены в соответствии с рекомендациями по ее применению [2].

    Микросхема  DA3 и резисторы R7-R10 образуют дифференциальный усилитель, следящий за падением напряжения на стабилизаторе DA2. Коэффициент усиления DA3 выбран равным 1,5, что позволяет поддерживать установленное значение во всем интервале напряжений и токов, в том числе и при коротком замыкании выхода. Подстроечным резистором R2 регулируют падение напряжения при налаживании.

    На элементах VT1, HL1, R1 выполнен сигнализатор короткозамкнутого состояния выхода. В нормальном режиме транзистор VT1 открыт, и падение напряжения на нем не превышает нескольких десятых долей вольта. При снижении напряжения на выходе источника до 0,7 В и менее транзистор VT1 закрывается и светодиод HL1 начинает светиться. О включенном состоянии источника питания сигнализирует светодиод HL2.

    Весьма интересна роль резистора R5. При напряжении на нем более 120 мВ (среднее значение, определенное опытным путем) вступает в действие внутренний ограничитель ширины импульсов микросхемы DA1, превращая ее в источник тока. Этим свойством КР1156ЕУ5 можно воспользоваться для ограничения максимального тока нагрузки. Так, например, при сопротивлении этого резистора, равном 0,1 Ом, источник способен выдавать в нагрузку ток до 1,2 А, а при R5 = 1 Ом - только до 120 мА. Установив резистор сопротивлением 0,5 Ом и ограничив тем самым ток нагрузки значением 240 мА, можно отказаться от теплоотвода для микросхемы DA2 и от внешнего токового ключа ШИМ преобразователя (исключив транзистор VT2, резистор R3 и подключив вывод 2 DA1 к точке соединения дросселя L1 и диода VD2). В этом случае габариты изделия будут ненамного больше спичечного коробка.

    В качестве ключа VT2 можно применить любой транзистор со статическим коэффициентом передачи тока базы более 30 и допустимым током коллектора не менее 3 А. Автор использовал КТ805АМ. У него неплохие частотные свойства, поэтому малы потери при переключении. Очень хорошо "ведет" себя на этом месте полевой транзистор IRF3205 - ему не нужен теплоотвод при токе до 1 А.

    Индуктивность дросселя L1 может быть любой от 40 до 600 мкГн, единственное требование - он должен быть рассчитан на ток не менее 1,5 А. Резисторы - МЛТ, С1-4 с допускаемым отклонением сопротивления от номинала ±10 %, подстроечный резистор R2 - многооборотный проволочный СП5-2ВБ или подобный, переменный R12 - любого типа сопротивлением 4,7...6,8 кОм. Конденсаторы С1 и С4 - оксидные К50-35 емкостью 220...470 мкФ с номинальным напряжением 63 В, остальные - керамические (КД2, К10-7, К10-17ит. п.).

    Налаживание лабораторного источника питания сводится к установке подстроечным резистором R2 напряжения 2,5 В между выводами 2 и 3 DA2 (при 50-процентной нагрузке).

    Литература

  1. Бирюков С. Преобразователи напряжения на микросхеме КР1156ЕУ5. - Радио,2001, № 11,0.38,39,42.
  2. Интегральные микросхемы: микросхемы для линейных источников питания и их применение. - М.: Додека, 1996.

 

Автор: С. МУРАЛЕВ, г. Димитровград Ульяновской обл

 

Первоисточник: radioradar.net..Ред. 02.06. В.Ф.Гайнутдинов.


Copyright © V.F.Gainutdinov, 2006 - 2016. Все права защищены.
Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным указанием активной ссылки на сайт http://vicgain.sdot.ru и со ссылкой на автора материала (указание автора, его сайта).
Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Владелец данного сайта не несёт никакой ответственности за содержание расположенного здесь материала, а также за результаты использования информации, размещённой на этом сайте.